В нашем городе количество детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ) с каждым годом увеличивается. Благодаря созданным условиям в школах №№ 2, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 15, 17, 18, 19, 20, 22 мы предоставили возможность родителям обучать своих детей по адаптированным программам для детей с ограниченными возможностями здоровья. Заметен рост охвата детей, нуждающихся в специальном образовании. Если в предыдущие годы охват детей данной услугой составлял от 72,5% до 76,7%, то в настоящее время 100% выявленных детей с ограниченными возможностями здоровья, получают образование в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии. По окончании обучения по адаптированным программам, пройдя экзамен по профессионально-трудовому обучению, выпускники получают свидетельство об обучении, профессиональную подготовку выпускников школ организует Канский техникум отраслевых технологий и сельского хозяйства.
В 2014 году утверждены Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучение начато по ФГОС ОВЗ, ФГОС УО с сентября 2016 года (ссылка 1, ссылка 2)
Нормативные документы
- Приказ Минпросвещения России № 52 от 18 февраля 2020 г. «Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2020-2024 годы, утвержденной на заседании Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации 24 декабря 2018 года»
- Распоряжение Минпросвещения России от 27.12.2019 г. № Р — 154 «Об утверждении методических рекомендаций по механизмам вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в принятии решений по вопросам управления развитием образовательной организации, в том числе в обновлении образовательных программ»
- Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 г. № Р — 145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»
- Методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися
- Приложение 1. Дополнительные материалы для куратора (дополнение к методическим рекомендациям по внедрению методологии (целевой модели) наставничества)
- Приложение 2 Материалы для проведения мониторинга и оценки эффективности программы наставничества (дополнение к методическим рекомендациям по внедрению методологии (целевой модели) наставничества)
- Концепция развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
- Распоряжение Минпросвещения России от 09.09.2019 г. № Р — 93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»
- Письмо Минпросвещения России от 13.06.2019 г. № ТС-1391/07 «Об организации образования учащихся на дому»
- Письмо Минпросвещения России от 10.06.2019 № ОВ-473/07 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) обучающихся с ОВЗ»
- Методические рекомендации по созданию специальных условий для организации образования воспитанников детских домов-интернатов системы социальной защиты, в том числе в рамках инклюзивного образования
- Методические рекомендации по проведению консультативно-диагностической работы (в т. ч. в дистанционном формате) с семьями детей с выраженными нарушениями интеллекта и с ТМНР
- Диагностический материал и методические рекомендации для проведения психолого-педагогического обследования детей с выраженным нарушением интеллекта, ТМНР при разработке СИПР
- Сборник методических материалов «Вариативные модели успешной социализации лиц с выраженными нарушениями интеллекта и с ТМНР (от предпрофессиональной подготовки до трудовой занятости)»
- Приказ Министерства просвещения РФ от 21.01.2019 г. № 32 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам — образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014»
- Письмо Министерства просвещения РФ от 20.02.2019 № ТС – 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидностью
- Письмо Министерства просвещения РФ от 11.02.2019 № 05 – 108 «О профессиональном обучении лиц с различными формами умственной отсталости»
- Письмо Министерства просвещения РФ от 08.02.2019 № ТС – 421/07 «О направлении рекомендаций»
- Письмо Минпросвещения России от 2 ноября 2018 № ТС-459/07 «О получении общего образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
- Протокол заседания Совета Министерства просвещения РФ по вопросам образования лиц с ОВЗ и инвалидов от 22.11.2018 № ОВ-8/07пр
- План мероприятий по созданию специальных условий получения общего и дополнительного образования обучающихся с инвалидностью и обучающихся с ОВЗ на 2018 – 2020 годы
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.03.2018 № ТС – 728 /07 «Об организации работы по СИПР»
- Методические рекомендации по организации образовательного процесса и реализации СИПР детей-инвалидов в условиях ДДИ системы социальной защиты от 07.11.2016
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 июня 2017 г. N 486н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм»
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2017 № 351н «Об утверждении профессионального стандарта Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ОВЗ»
- Методические рекомендации руководителям общеобразовательных организаций по сопровождению образовательной деятельности в условиях введения ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС О УО от 20.02.2017 г. № 07-818
- Приказ от 10.01.2017 № 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания»
- Приказ Минтруда России №723н от 15.10.2015 г.«Об утверждении формы и порядка предоставления органами исполнительной власти субъектов РФ, информации об исполнении возложенных на них ИПРА инвалида и ребенка-инвалида»
- Приложение N 1 к приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 15.10.2015 N 723н
- Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года (проект)
- О финансовом обеспечении ФГОС ОВЗ от 24.07.2015 г. ВК-2020_07
- Письмо Минобрнауки России от 28.10.2015 N 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 февраля 2016 г. № 07-719 Методические материалы по специальной адаптации содержания в рамках реализации ФГОС для слепых и слабовидящих
- Проект Межведомственная Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ 15.05.2013 N 26 ред27.08.2015 Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций
- Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 г. № ВК-45207 О внедррении ФГОС ОВЗ. Методические рекомендации по вопросам внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС УО
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 № 81
- Приказ № 734 от 17.07.2015
- Приказ № 1342 от 13.12.2013
- Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 г. № 761
- Приказ об утверждении ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ
- Приказ об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- Перечень нормативных документов
- Санитарно-эпидемиологические требования для обучающихся с ОВЗ
- Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 г. № 1309 Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи
- Письмо министерства образования Красноярского края от 04.09.2019 №75-10219 «О проведении краевой акции «Три П: Понимаем, Принимаем, Помогаем»
- Письмо министерства образования Красноярского края от 23.09.2019 №75-11169 «О проведении педагогического форума»
- Письмо министерства образования Красноярского края от 12.12.2018 №75-13790 «Об итогах V Краевого педагогического форума «Профессиональная траектория обучающихся с ОВЗ проф.ориентация и психолого-педагогическая поддержка»
- Резолюция краевого августовского педагогического совета 2018 года «конкурентные преимущества краевого образования: актуальное состояние и перспективы»
- Письмо министерства образования Красноярского края от 17.09.2018 №75-10139 «О проведении краевой акции «Три П: Понимаем, Принимаем, Помогаем»
- Межведомственный план мероприятий на 2018-2020 годы по реализации Стратегии развития профессиональной ориентации населения в Красноярском крае.
- Приказ Главного управления образования администрации города Красноярск №480п от 23.10.2017 «Об утверждении городских базовых площадок по инклюзивному образованию»
- Указ Губернатора Красноярского края от 13.10.2017 №258-уг «Об утверждении Концепции развития инклюзивного образования в Красноярском крае на 2017-2025 годы»
- План мероприятий по реализации Концепции развития инклюзивного образования в Красноярском крае на 2017–2025 годы
- Письмо министерства образования Красноярского края от 23.10.2017 «Об утверждении Концепции развития инклюзивного образования в Красноярском крае на 2017 – 2025 годы»
- Приказ главного управления образования администрации г. Красноярска № 425п от 22.09.2017 об отмене приказа от 29.05.2015 № 339п «Об инклюзивном образовании»
- Комплекс мер по введению и реализации на территории Красноярского края ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО на 2017 – 2020 годы
- Письмо министерства образования Красноярского края от 04.09.2015 № 75-9151 «О формировании учебных планов об организации образовательного процесса детей с ОВЗ по адаптированным образовательным программам»
- Приказ Главного управления образования администрации г. Красноярска от 29.05.2015 №339п «Об инклюзивном образовании»
- Приказ Министерства образования и науки Красноярского края от 22.04.2015 №140-11-05 «План – график введения на территории Красноярского края ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО»
- Письмо министерства образования Красноярского края от 12.04.2017 № 75 – 4173 «Об обеспечении специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ»
- Приказ министерства образования Красноярского края от 26 августа 2015 г. N 48-11-04 «Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях»
- Постановление от 4 сентября 2012 г. N 438-п «Об утверждении порядка организации обучения детей-инвалидов по ООП НОО, ООО, СОО с использованием дистанционных образовательных технологий и порядка обеспечения детей-инвалидов оборудованием
- Нормативно – правовые акты Красноярского края, регламентирующие получение образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и обучающимися с инвалидностью
Муниципальная модель управления развитием инклюзивного образования в городе Канске
Адаптированные общеобразовательные программы образовательных организаций
Методическая помощь
Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья С. В. Соловьева, кандидат педагогических наук, Институт развития регионального образования Свердловской области, г. Екатеринбург